Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.




МИССИЯ КОМПАНИИ:
виды, алгоритм разработки
8 февраля 2019 г.
Чтение этой статьи займет 7 минут
Не стоит распекать меня за наглость! Я лишь пытался выставить диагноз!

— Леонид Филатов
Почти каждый HR рано или поздно сталкивается со стратегической операцией под названием «миссия компании». Кто-то относится к ней (миссии) как к заморскому мракобесию, для кого-то она становится основой основ, ну а кто-то видит в ней деньги, деньги и ещё раз – деньги. Данная статья поможет разобраться в многообразии подходов и инструментов. Поехали!
Миссия организации – что это?
Уже более десяти лет слово «миссия» фигурирует в стратегических инициативах различных компаний.
Более 80% организаций так или иначе сформулировали свою миссию.
Миссия – это четкая и понятная причина существования организации. Миссия, чаще всего, отвечает на вопрос: «Зачем?»
Миссия необходима для организаций, которым характерны систематическое стратегическое планирование и масштаб.
Формально миссия является долгосрочным планированием. В идеале – легко выходит за границы жизни основателя.
Миссия вдохновляет, возбуждает и легко описывает конечный смысл деятельности организации.
Виды миссии
1
Миссия-предназначение
Дает представление о ключевой деятельности и ценностном предложении организации.

Что необходимо обсудить:
  • Чем занимается компания
  • Ключевые клиенты (кому и как помогает решать проблемы)
  • Уникальное ценностное предложение
  • Общественная полезность

Важно иметь в виду:
  • Не должно быть привязки к текущему состоянию компании. Помните, что миссия – это своеобразная сверхзадача компании, её устремленность в будущее.
  • Не стоит завязываться только на прибыли. Это важно, в противном случае вы превратите миссию в стратегическое видение компании, а это уже совсем другая история.
2
Миссия-ориентация
Опирается на ценности компании. Описывает ориентации, заявления и правила поведения в организации и за её пределами.

Что необходимо обсудить:
  • Что важно, и что является основным бизнес-кредо;
  • Как принимаются стратегически важные решения и какими ценностями мы руководствуемся в сложных вопросах;
  • «Мы – какие?» – вопрос, направленный и на описание нашей системы взаимодействия с внешним и внутренним клиентом.
Важно иметь в виду:
  • Ценности должны быть одинаковыми при работе с внешними и с внутренними (сотрудниками) клиентами. В противном случае вас разорвет от противоречий.
  • Ценности должны быть аутентичными. Если вы заявляете, что вы веселые, у вас не должно быть серьезных визиток. Это вопрос целостности бренда и HR-бренда, что формально одно и тоже, просто направленно на разное.
3
Миссия-политика
Опирается на финансовые и стратегические цели компании.

Что необходимо обсудить:
  • Какие финансовые цели нам необходимо поставить перед собой?
  • Какова наша бизнес-модель и бизнес-ориентация?
  • Как мы понимаем наши стратегические цели, и что мы делаем в связи с этим: темпы роста, увеличение доли прибыли, что-то ещё...

Важно иметь в виду:
  • Работа с миссией-политикой требует серьезной подготовки группы, которая работает над ней.
  • Консультант должен хорошо разбираться в специфике отрасли.
  • Требуется серьезная аналитическая работа перед сессией, чтобы не попасть в ловушку внутреннего театра руководителя/-ей компании
Последовательность и алгоритм разработки миссии
Сразу нужно оговориться, что создание (формулировка) миссии компании – вопрос ваших амбиций и управленческой осознанности. Создавать миссию ради «у всех есть и нам надо» – дорого и глупо. Формулировать под флагами «всё для людей» – неэффективно. Делать для хайпа – обрекать себя на смешные и суетливые движения. Ещё раз подчеркиваю: формулировка миссии – дорогостоящее удовольствие. Поэтому подумайте несколько раз, прежде чем позвонить нам и заказать формулировку миссии :) Хотя нет, лучше звоните, мы сами вас отговорим. Но если вы все-таки настроены работать, будьте готовы к тому, что работы будет много.
1
Отвечаем на вопросы
Итак, ключевые вопросы, на которые нужно ответить, чтобы получилось нормально? Будет очень хорошо, если вы начнете тренироваться прямо сейчас. Возьмите чистый лист бумаги и ответьте на следующие вопросы:
Что делает наша организация (что мы продаём?)
Отвечайте подробно, так будет проще увидеть нюансы. Например: Мы, компания SPB TRAINING, предоставляем консалтинговые и образовательные услуги полного цикла среднему и крупному бизнесу.
Кто целевая аудитория нашей компании?
Не упрощайте задачу. Это не должно быть просто описание человека: женщины от 35 до 40. Очень образованные и красивые. Сужайте. Это позволит вам держать фокус и лучше понимать проблемы целевой аудитории.
Например: Компания SPB TRAINING ориентируется на средний и крупный бизнес. Компании, которые системно обучают и развивают персонал, а также на системной основе занимаются стратегическим планированием.
Какие проблемы мы решаем и какие потребности покупателей мы стремимся удовлетворить?
Например:
  • помогаем системно управлять бизнесом;
  • работаем с количественными показателями, что позволяет решать финансовые задачи организации, опираясь на HR и аналитические метрики;
  • структурируем опыт компании и оказываем консалтинговую поддержку в ситуации трансформации, стратегического планирования;
  • поддерживаем компании на всех этапах организационного развития.
Что делает нас успешными?
Если вы работаете на рынке B2B, делайте упор на дифференциацию, если на B2C – на кейсы и отраслевую специализацию (об этом мы более подробно поговорим в другой статье).
Например: У компании SPB TRAINING более 150 успешных кейсов, 82% повторных заказов, основной канал продаж – рекомендации. Более 300 инструментов и кейсов для решения самых сложных стратегических задач.
Каким образом мы достигаем успеха?
Проще говоря, что мы делаем, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности нашего клиента.
Например: наши с специалисты имеют более 10 лет профессионального стажа на рынке образования и стратегического развития, мы постоянно обучаемся и в курсе самых передовых трендов и тенденций, мы тщательно сопровождаем каждый проект и доводим до результата. Мы – первая компания, которые объединили HR и маркетинговые инструменты для работы с конкретными финансовыми показателями, мы умеем считать корпоративную культуру и т.д.
2
Бритва Оккама
Отсекаем все ненужное. Сокращаем и проверяем формулировки. Миссия не должна быть избыточной и должна отражать только самое главное. Это очень сложная задача, потому что хочется всего и сразу. Но миссия – это самое главное в компании. Сверхзадача бизнеса, отражающая суть, смысл и базовое предназначение компании.
Отдавайте себе отчет в том, что для хорошей миссии вам потребуется несколько дней скрупулезной работы. По началу ваши формулировки будут правильными и скучными, но, если вы сможете преодолеть фрустрацию, найдете то, что нужно бизнесу.
3
Проверяем на прочность и возбуждение.
Это самая веселая и простая часть. Миссия должна вас возбуждать. В прямом смысле. Надеюсь, вы знаете, что это такое :)
Помните:

  • В миссии должны быть учтены все основные вопросы;
  • Не говорите о себе, говорите о выгоде клиента;
  • Не упоминайте процесс, говорите про результаты и выгоды;
  • Добивайтесь крутых формулировок. Крутую формулировку вы почувствуете сразу. Вспомните пункт про возбуждение.
Подводим итоги
Ставить смысловой диагноз компании сложно. Факт. Настравайтесь на долгую и дорогую работу.
Торопиться нет нужны. Если вам срочно нужно решить вопрос с миссией, начните сомневаться. Скорее всего, вы встрянете в плохую ситуацию.
Нет нужды плодить похожие как яйца миссии про команду единомышленников и успешный успех.
Помните, что миссия – это, прежде всего, основа стратегии организации, а это значит ровно одно «служенье муз не терпит суеты…»
Развитие стратегического видения системы HR-процессов в организации. Онлайн-курс HR Expert.
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.