Рассылка, от которой вы будете... в восторге!
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
«Плавали, знаем...»
или
Почему геймификация не работает?
Рассылка, от которой вы будете... в восторге!
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
26 марта 2019 г.
Чтение этой статьи займет 3 минуты
Откуда звук?
Кажется, о геймификации (игрофикации, если угодно) не слышал только глухонемой капитан дальнего плавания. Ему показали её на пальцах.

Все остальные не то, чтобы слышали – внедряли!

Однажды на HR-клубе я спросила у зала: «А кто знает, что такое геймификация?» – 100% зала знали. «Супер» – обрадовалась я. «А кто знает о человеке, которого зовут Ричард Бартл?» – 1% из зала.
Ричард Бартл –
британский писатель, профессор и игровой исследователь. Он наиболее известен как автор оригинальной разработки виртуальных миров. Является одним из пионеров индустрии массовых многопользовательских онлайн-игр. Создал известную типологию игроков, рассказывающую о ведущей мотивации игроков.
Вся эта примитивная притча ровно не о том, что кто-то хочет быть, а кто-то казаться (хотя, возможно, и об этом, чего уж). Она о том, что геймификация трубит из каждого утюга, только он не очень хорошо гладит.
Давайте разбираться
Геймификация действительна некоторое время назад была не только популярной, но и новой технологией. В своей книге «HR-бренд» от 2005 года Нина Осовицкая приводит аналитику трендов, где геймификация уже на спаде.
2005 год. Геймификация. Спад.
Где тут случился дисконнект?
Геймификация – популярный инструмент не только в HR, а отсюда и различное количество интерпретаций. Бейджи, баллы и рейтинг (PBL) – вот, собственно, самый примитивный набор мини-инструментов геймификации. С одной стороны, это круто. Подавляющее количество людей не только знакомы с элементами, но и юзают ежедневно. С другой стороны, много «экспертов и практиков», которые не утруждают себя большими временными затратами и делают «по-быстрому» и, зачастую, это приводит к «результат ХЗ».
Что такое PBL и почему это не работает?
Баллы, бейджики, рейтинги (PBL – points, badges, leaderboards), а в некоторых источниках и награды, причисляют не только к самым популярным, но и к самым малоэффективным способам сделать геймификации. Весьма подробно об этом рассказывают, например, создатели онлайн-курса Игрофикация, Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова.

Не работали эти инструменты, конечно, не всегда. Но с ростом профессионализма и креативности маркетологов современного жителя даже не мегаполиса трудно удивить рейтингом, отличительным бейджиком или бонусными баллами. Сейчас самые активные осваиватели PBL – это приложения для изучения английского языка. Самые старые – геймеры.

Да, это действительно когда-то работало и даже приносило результат. Возможно, что кто-то еще заходит изучить английский, чтобы накормить животное, но все это стремительно летит в обыденную повседневность и перестает вдохновлять на сверхрезультат.

Небольшое преимущество есть у наград – их можно потрогать, ими можно воспользоваться в реальном мире. Но у всех наград есть одна большая проблема: сотрудники очень точно фокусируются на морковке спереди и результативность их подрастает только ради дополнительной мотивации.

Яркий пример – это образовательная система. Выучил урок – вот тебе пятерка. Запоминать и вникать при этом совершенно необязательно.

Или грамота за участие в мероприятии. Выступил – получил грамоту. Она же в университете пригодится. Мои, к слову сказать, лежат в пыльном шкафу у бабушки. Она их показывает своим подружкам.

Или все-таки работает?
Вроде бы все очевидно: не воспитывайте в сотрудниках внешнюю мотивацию, это ведь чистой воды задвоение. С другой стороны, если вы работали с линейным персоналом, то прекрасно понимаете, что высокие мотивы двигают, мягко говоря, не всех. А для некоторых они вообще потаенный мир. Святой отец, я согрешила и каюсь: в своих программах использую бейджи, баллы, рейтинги и награды. Важно заметить, что все это является отличной приманкой для линейных сотрудников. Практика показывает, что, втянувшись, они будут готовы тратить свои баллы на внутриигровой рост, развитие своего игрока.

А еще давайте не забывать о возможности потратить заработанные баллы на неплохие скидки. Вы и учитесь, и скидки зарабатываете (или это работает только на мою провинциальную душу?).
Где истина?
Лично я уверенна, что все инструменты работают только в том случае, если их правильно подобрать. Мы можем ругать PBL, можем использовать только их, но итог один: это должно приносить желаемый результат. Если не приносит, то у меня для вас плохие новости.

Во всех этих статьях я постараюсь рассказать вам не о геймификации, как о тренде. А о геймификации, как об инструменте. Таком, чтобы после прочтения вы уже шли тестить, внедрять и создавать лучшие практики!
В этих видео я подробно рассказываю о том, как выглядит моя сюжетная геймификация и как ее сделать самостоятельно:
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.