Рассылка, от которой вы будете... в восторге!
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Успех в инновационных компаниях:
какие компетенции развивать?
13 октября 2018 г.
Чтение этой статьи займет 15 минут
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

— Льюис Кэррол
Слова знаменитого Льюиса Кэррола сразу дают нам самое важное понятие современности – скорость. Действительно, мир идет в будущее семимильными шагами. Если ты вышел из отпуска, а событий пропустил на целый рабочий год – значит все правильно, так и должно быть. Нужно успевать. Успевать адаптироваться, успевать расти, успевать слышать, придумывать, воплощать – в своей компании. И при этом успевать отдыхать, уделять внимание близким и быть счастливым. И, пожалуй, тогда ты будешь своим в любой инновационной компании. Но обо всем по порядку.
Инновационная компания – что это? Тренды развития.
Для начала – что такое инновационная компания? Те, кто делает инновации? Те, кто их воплощает в жизнь? И да, и нет. Многие IT-компании заслужили статус инновационных, но есть немало традиционных сфер, где так же есть место новому и необычному. Внедрение новых подходов к управлению персоналом, моделей управления, коммуникации и логистики так же ставят компании в ряд инновационных. Вот и получается, что у любого соискателя вероятность оказаться в такой компании довольно высока, вне зависимости от сферы поиска. Давайте разберемся, как развивать свои навыки, чтобы не проиграть гонку с современным миром.

В первую очередь, нужно понимать организационные тренды, чтобы знать, куда бежать:
Тренд 1
Сокращение вертикальных разрывов в организации, персонализация подхода к каждому сотруднику.
И это касается любого аспекта – от построения системы обучения до мотивации и постановки задач. Все меньше требуется винтиков системы, все больше учитываются индивидуальные навыки личности. Больше человека, меньше системы. Соискатель теперь, придя в компанию, не просто занимает предназначенную ему ячейку в бизнес-процессах, а встраивается в живой организм организации. Что наделяет его определенной ответственностью за результат, но при этом позволяет генерировать запрос на обучение и инструменты мотивации, которые будут значимы конкретно для него. Отсюда же вытекает и следующий тренд.
Тренд 2
Фокус на продуктивности и самостоятельном развитии
Прошло время стандартных корпоративных программ обучения, когда одни и те же тренинги из года в год обязательны для всех сотрудников. Корпоративное обучение в новом мире – это не строчка в социальном пакете ради приличия, а полноценный инструмент развития компании и увеличения ее прибыли.

И сотрудник такой компании, во-первых, должен уметь учиться, уметь внедрять полученные знания в работу, во-вторых, должен выходить за рамки профессионального обучения и инвестировать в развитие и свое личное время так же. Потому что, каким бы технологиям тебя не обучили в корпоративном университете, все они ложатся на личность. А «Личность – важнее технологий» – как мы особенно любим говорить на наших тренингах.
Тренд 3
Гибкость как готовность к изменениям
Даже если вы работаете на одной и той же позиции уже 10 лет, ваш функционал, правила игры, ваш внутренний и внешний клиент уже столько раз изменились, что можно сказать, что вы на новом месте работы. Знакомо? Наверняка. Спираль изменений закручивается все быстрее, и если мыслить догмами и шаблонами, то спираль может просто вас перемолоть, как нечто чужеродное.

Тема гибкости сотрудника в компании заслуживает отдельной статьи, но если коротко, то лучшее что можно сделать – приучить себя не прогнозировать провалы всему новому и уметь выходить из зоны комфорта без долгих душевных терзаний. Ради этого придется пойти против многовековых человеческих инстинктов, но чего не сделаешь ради адаптации.
Тренд 4
Сокращение разрыва между "человеком на работе" и "человеком дома"
Сейчас поясню. Когда-то, во времена СССР, выходя с работы в шесть вечера, о работе можно было забывать до следующего утра. Потом, в эпоху молодого капитализма, работа проникла в личную жизнь, иной раз даже ее вытесняя. Немало тому способствовало развитие интернета, чатов, электронной почты и прочего. Но рано или поздно мы пришли к необходимости баланса между работой и личной жизнью. И сейчас, во-первых, почти не встретить ситуацию, когда образ сотрудника на работе и вне ее разительно отличается, мы научились быть цельными. А во-вторых, мы все так же доступны 24/7, но коллеги уже с уважением относятся к личному времени друг друга и без действительно острой необходимости не беспокоят.

Все, что нужно делать в связи с этим – не пытаться на работе строить из себя кого-то, кем вы не являетесь, и уважать личное время коллег.
Портрет сотрудника инновационной компании
Работа в современной компании – это когда у тебя много задач, они разноплановые, требуют от тебя креативности, ответственности и вовлеченности. Впрочем, вы это уже знаете. Но представляете ли вы себе, как это выглядит в действительности?

Например, рядовой менеджер по работе с партнерами из инновационного банка. Основной функционал это заключение договоров на обслуживание. Т.е. звонки, назначение встреч, переговоры и с клиентами, подписание. Но помимо этого он: пишет статьи на корпоративный портал, выступает от лица банка на клиентских мероприятиях, защищает проект по изменению процесса одобрения сделки, отслеживает каждого своего клиента на пути согласования, так же успевает поддерживать личные отношения с каждым ключевым партнером, в перерывах читает тренинг для вновь прибывших и учится основам менеджмента. Даже прочитать предыдущее предложение довольно сложно, не то что воплощать в жизнь день за днем.

В скольких областях он должен обладать хотя бы минимально выраженным навыком? Давайте смотреть. Межличностные коммуникации, навык ведения переговоров, публичные выступления, публицистика, проектная деятельность, обучение персонала. При этом у него должен быть развит эмоциональный интеллект, эмпатия, системное мышление. Не лишними будут навыки тайм-менеджмента на хорошем уровне и обучаемость.

Согласитесь, сложно сказать, на чем сделать акцент в собственном развитии, чтобы быть готовым к такому набору задач. Но если подумать и поразмыслить, то все сводится к двум понятиям – скорость, о которой мы уже говорили, и умение работать с информацией.
Работа с информацией
Итак, начнем с последнего. Что значит работать с информацией? – Принятие входящего потока данных, изучение, вычленение нужного и истинного, обработка, запоминание. И опять же, не забываем про скорость :)

Разворачивая каждый из этих этапов, мы получаем практически набор конкретных шагов для развития в себе соответствия любой инновационной компании.
1
Научиться контролировать качество и количество информации, которая поступает к нам из внешнего мира. Достигается путем ограничения каналов доставки (меньше социальных сетей, телевизора, сплетен в курилке) и фильтром на входе. Под фильтром имеется в виду некий список критериев, которым должны соответствовать данные. Условно, желтая пресса может быть очень увлекательна, но совершенно не способствует развитию или отдыху, поэтому критерий полезности или релаксации она не проходит.
2
Быстрое изучение. Здесь на помощь приходят техники быстрого чтения, использование других каналов (аудиальный и визуальный). Банально книгу можно слушать, можно читать, можно смотреть фильм по ее мотивам. И каждый из способов дает разные возможности совмещения с рутинными делами.
3
Вычленение нужного и истинного. Опять же необходимы критерии истинности, проверка материала в нескольких источниках. Навыки критического мышления так же очень помогают. Строго говоря, консультанты из числа сотрудников большой консалтинговой четверки, ежедневно работают над определением достоверности и значимости информации, об этом написано немало книг и при желании этому можно научиться.
4
Обработка, принятие финального решения. Очень важный этап, т.к. каждое ошибочное решение приводит к отклонению от пути к цели. В перспективе следующих 5 шагов угол направление движение уже уводит вас в сторону. Возьмите на вооружение разные методики принятия решений, оценки рисков и не забывайте постоянно сверяться, верной ли идете дорогой.
5
Запоминание. Два слова – мнемонические техники. Больше ничего не нужно.
Скорость
Скорость вполне можно признать основной компетенцией 21 века. По сути мы должны уметь все то же, что и раньше, но в 10 раз быстрее. И это условие вскрывает все нестыковки, шероховатости, предубеждения и другие баги системы. Те, проблемы, которые раньше нивелировались временным фактором, теперь вырастают в полный рост и тормозят нас. А промедление недопустимо. Приведу несколько примеров.

Решение конфликтов. Раньше конфликты в организации могли приобретать характер холодной войны, отдел на отдел, директор против директора. Конфликты с клиентами просто замалчивали и работали дальше. В условиях высокой скорости вы не можете себе позволить холодную войну, события разворачиваются так быстро, что либо эскалация конфликта и взрыв, либо вам нужно заключить мирное соглашение. Стоять на месте не получится. А недовольный клиент моментально испортит репутацию компании, если оперативно не решить проблему. Поэтому пора признать, что времени на рефлексию и обиды нет, нужно знать свои слабые места, уметь договариваться и находить компромиссы, либо уходить, что тоже вполне приемлемо.

Скорость принятия изменений. Про то, что нужно быть гибким, мы уже поняли. Важно, что встраиваться в новую картину мира нужно быстро. Иначе вас будет захлестывать новая волна прежде, чем вы успеете отдышаться после предыдущей. Обратите внимание на два аспекта – отсутствие предубеждений, связанных с полом, верой, расой, национальностью, сексуальной ориентацией, да и любых других предубеждений. И отсутствие догматичности. Буквально скажите нет вере в то, что сейчас лучший вариант из возможных. Прекрасные фразы-убеждения из прошлого века «Зачем менять то, что и так работает», «Лучшее враг хорошего» и прочие, лучше искоренить в своем сознании. Тогда изменения будет даваться намного легче, а значит быстрее.

Работа над ошибками. В широком смысле: от time to market до личных огрехов. Когда-то мы имели возможность пять раз протестировать продукт, провести исследования, взвесить все за и против, попробовать пожить немного по-новому, немного по-старому. Теперь времени нет и поток сметает тех, кто не научился быстро отряхиваться после провалов, извиняться за недоработки в продукте, тут же его доделывая и выпуская вновь. Нет времени переживать, ошибка это еще не конец. Все, что нужно, это учесть негативный опыт и тут же создавать новое.

Многопрофильный опыт. Многолетний и глубокий опыт пока не перестал цениться, и, надеюсь, не перестанет. Но для выживания его теперь недостаточно. Очень много ценного рождается на стыках сфер, и этот факт уже нельзя игнорировать. Переключаясь между сферами, пусть не в профессиональной жизни, а в свободное время, вы заработаете себе немало очков рейтинга. К примеру, получить диплом маркетолога вдобавок к любому другому – хороший довесок к любому резюме.
Как быть умным, быстрым и … живым?
Теперь вернемся к знакомому нам примеру, менеджеру по работе с партнерами. Живя в таком бешеном ритме, решая столько задач, делая это быстро и качественно – как выжить? Ведь нередки случаи перегорания, потери мотивации и воли к жизни. Просто в какой-то момент настигает ощущение, что ты безнадежно отстал и уже не способен наверстать упущенное.

Ответ в пресловутой гармонизации души, ума и тела. Позитивное мышление, гармоничные отношения, принятие себя и так далее. Прошла пора трудоголиков с синяками под глазами, которые не могли говорить ни о чем, кроме работы, но считались невероятно успешными. Теперь успешны те, кто играючи за день сделал три крупных проекта мирового масштаба, пообедал с мамой и успел забрать ребенка в 17.00 из детского сада.

Нужно наконец набраться смелости разобраться со своими вирусными убеждениями, чтобы быть смелым и открытым. Ибо нет времени на решение проблем еще и с близкими, на побеги от своих страхов. Мода на здоровый образ жизни тоже не случайна. Как говорила Коко Шанель: «Нельзя выдерживать ночную жизнь и быть в состоянии создать что-то днем. <...> Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой». Поэтому тенденции, связанные с поиском себя, спортом и питанием – это своего рода гигиена, позволяющая выдерживать скорость и насыщенность жизни.
Резюмируем
Как видите, на первый взгляд, хаос в жизни сотрудника инновационной компании можно укротить с помощью всего двух способностей – развитие высокой скорости и качественной работы с информацией. Конечно, при более внимательном рассмотрении вскрывается множество областей, где нужно развиваться, и снова непонятно, куда бежать. Не теряйтесь. В действительности, многое из описанного в статье уже заняло место в вашей жизни. Осмотритесь, проверьте звенья, подтяните недостающие и немного ускорьтесь. На всякий случай :)
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.
Задать вопрос
Получать наши свежие мысли, статьи, видео и анонсы мероприятий