Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Стратегическая сессия
Работа команды, направленная на решение сложных и неоднозначных проблем. Анализ и формирование основ бизнеса. Определение целей и направлений развития. Формирование корпоративной культуры компании
Что такое стратегическая сессия?
Формат командного интенсива. Стратегическая сессия включает необходимое количество групповой работы: мозговые штурмы, дискуссии, тренинговые, коучинговые методики, выступление внешних и внутренних экспертов. Выбор методики будет определяться исходя из поставленных задач и методических предпочтений команды
Заявка на проект
Для кого?
Собственники бизнеса
– Поймут причины недостаточной эффективности бизнеса, найдут конкретные пути решения и точки контроля.
– Увидят новые перспективы развития бизнеса.
– Сформируют стратегическое видение бизнеса, визуализируют и поставят долгосрочные и краткосрочные цели.
– Донесут видение и понимание будущего команде, которая будет реализовывать стратегию. Будут уверены, что команда мыслит в едином понятийном поле, понимает приоритеты и принимает стратегически оправданные решения.
Топ-менеджеры
– Сформируют понимание бизнеса благодаря взаимодействию с участниками команды, отвечающими за смежные участки бизнеса.
– Синхронизируют видение развития бизнеса с видением собственника и команды, что позволит при решении стратегических вопросов опираться на совместно принятый вектор развития.
– Осознают личную роль и зоны ответственности в выбранной стратегии развития.
– Пропишут четкие шаги и дальнейшие действия для того, чтобы реализовать стратегию.
– Сформируют контрольные точки для удержания фокуса на принятой стратегии развития.
– Определят, какие люди нужны для реализации стратегии.
Ключевые сотрудники компании
Ключевые сотрудники – сотрудники, играющие ключевую роль в создании продукта (например, разработчики, программисты, методологи).

– Сформируют понимание вектора развития бизнеса.
– Осознают значение собственной работы в результатах работы компании.
– Почувствуют общность ценностей и целей с компанией.
– Раскроют творческий потенциал в генерации креативных и продуктивных идей.
HR BP
– Получат понимание принципов формирования кадрового потенциала.
– Разработают принципы работы с персоналом в компании - подбора, развития, мотивации, оценки и обучения.
– Получат инструменты соотнесения целей компании с целями сотрудников.
– Создадут основу для формирования корпоративной культуры.
Что вы получите от данного формата?
Единое видение стратегии
Создание у команды единого стратегического видения развития бизнеса – единой «картины мира».
Формирование аналитических навыков
Формирование у участников команды навыков аналитического мышления, для диагностики проблем бизнеса.
Формирование стратегического видения
Формирование у участников команды стратегического видения будущего развития компании, визуализация результатов и определение критериев достижения целей.
Креативное взаимодействие
Создание условий для творческого взаимодействия участников, что поможет находить креативные идеи и нестандартные решения.
Системный взгляд
Создание условий для системного взгляда команды на бизнес: возможности и ограничения.
Четкие шаги
У каждого участника команды формируется четкое понимание собственной роли в реализации выбранной стратегии, четкого плана действий.
Объединяющий опыт
Создание объединяющего эмоционального опыта, который заставит участников понимать и чувствовать необходимость действовать для реализации стратегии.
Основные шаги проекта
Определение цели стратегической сессии
  • Прояснение актуального проблемного вопроса. Чаще это адаптивная проблема, для решения которой не подходит стандартный принятый в компании подход, и нужно выработать новый способ решения. Например:
    – Неэффективность существующей бизнес-модели;
    – Непонимание вектора развития компании;
    – Новые технологии на рынке, представляющие угрозу и/или возможность.
  • Предварительный анализ бизнеса. Формат анализа зависит от поставленного на стратегическую сессию вопроса. Например, для определения рыночной стратегии компании необходим полноценный маркетинговый анализ рынка. Для решения других задач может быть достаточно анализа документов или общения с ключевыми участниками бизнес-процессов.
  • Определение желаемого результата с руководителем, принимающим решение, целей стратегической сессии, и критериев оценки достижения. У стратегической сессии три цели:
    1. Выработать у команды единое видение и взаимопонимание по проблеме, целям и действиям.
    2. Определить варианты решения возникшей проблемы, поиск альтернатив.
    3. Определить дальнейшие действия по стратегическикому вопросу.
Определение состава участников стратегической сессии
В состав участников стратегической сессии входят: собственники, ТОП-менеджеры компании, сотрудники, играющие важную роль в создании продукта. Из руководящих должностей должны быть те, кто отвечает за продукт, маркетинг и продажи, финансы и персонал.
Проведение стратегической сессии
Программа стратегической сессии разрабатывается под каждый запрос и включает в себя необходимый набор инструментов для решения конкретной стратегической проблемы.
Фиксация результатов
По результатам проведения стратегической сессии формируется отчет, который поможет внедрить договоренности в жизнь компании и оценить результаты.
Сопровождение
На этапе внедрения новой стратегии – консультационное, фасилитационное и методическое консультирование участников стратегической сессии с течение 2–5 месяцев.
Пример стратегической сессии.
Компания N
Цель стратегической сессии
Компания, занимающаяся таможенным оформлением, рассматривает возможность открытия нового направления бизнеса – логистические услуги. Нужно понять, как вписаться в рынок, какую занять нишу, какими способами отстроиться от конкурентов, какие ресурсы будут необходимы. Окончательное решение принимает собственник, но нужен детальный отчет для принятия решения.

Определение состава участников стратегической цели
Помимо топ-менеджмента компании, в состав участников входил так же маркетолог, подготовивший экспресс-анализ рынка.

Проведение стратегической сессии
В ходе стратегической сессии осуществлялся поиск альтернатив, анализ вариантов, генерировались идеи, так же проходила глубокая работа со SWOT-анализом. Использовались различные инструменты групповой работы. Основное отличие от стандартных совещаний – все работали на равных, участники входили в ситуации конкурентов, клиентов, поворачивали свой образ рынка для принятия решений.

Фиксация результатов
Отчет по итогам содержал всю информацию для принятия решения об открытии нового направления. Где сейчас находится компания, какие могут возникнуть риски и сложности, какие угрозы, какой стратегией можно пойти, сценарии развития событий
Часто задаваемые вопросы
Когда компании точно нужно проводить стратегическую сессию?
Есть три основных группы запросов на стратегическую сессию.

Первая: осознанные компании заказывают для разработки стратегии и миссии, чтобы не только самим понимать, куда и зачем развиваться, но и чтобы все вокруг понимали, зачем.

Вторая группа: решить проблемы с текучкой персонала, низкой вовлеченностью, сложным внедрением любых изменений и регламентов, найти решения проблем роста компании. Для этого на сессии разрабатывается фундамент корпоративной культуры, в отчете даются рекомендации по внедрению.

И третья группа запросов: поиск конкретных решений взявшихся ниоткуда проблем. Например, когда ситуация на рынке или в компании сильно меняется в плюс или минус, и нужно понять, как адаптироваться. Желание внедрить новые направления или продукты в компании, необходимость отреагировать на действия конкурентов или новые законодательные акты, перестроиться в связи с изменившейся экономической ситуацией. Иными словами, стратегическая сессия нужна когда вы ищете новый способ решения задачи.
Возможно ли за одну сессию решить все заявленные вопросы?
Да. Только есть одно условие. Команда должна быть готова в подобному мероприятию. Для вас это обозначает следующее: ответственность за результаты стратегической сессии лежат не только на консультанте, который является, чаще всего, фасилитатором процесса.
При подготовке к сессии определяются конкретные вопросы, решение которых планируется найти. Эти вопросы достаточно глобальные и системные, поэтому, их решение будет основой для решения многих последующих. Однако, зачастую вскрываются другие глубокие вопросы, которые выносятся для дополнительной работы, в том числе еще одной стратегической сессии, тренинга, консалтингового проекта.
Можно ли присутствовать на одном дне из двух?
Каждый участник сессии играет значительную роль в ее результате. Отсутствие кого-то из участников нарушит групповую динамику и уменьшит эффективность сессии – какие-то вопросы не будут рассмотрены комплексно, какие-то решения приняты не единогласно, какие-то важные идеи или аргументы утеряны. Создание рабочей группы для сессии – очень важный этап подготовки, и каждый участник стратегически важен для результата сессии. Поэтому, крайне нежелательно отсутствие любого участника команды.
Какова продолжительность стратегической сессии?
Длительность стратегической сессии индивидуальна и зависит от конкретного запроса. Оптимальная продолжительность сессии при решении одного системного вопроса (например, пути реагирования на изменения вовне, разработка фундамента корп.культуры) – 2 дня по 8 часов.
Сухой остаток после проекта
Выработка единого видения и стратегии компании
Единого означает, что все участники команды единообразно понимают выбранный вектор развития и все дальнейшие действия ориентированы на него.
Выбран набор инструментов реализации поставленных целей
У команды есть понимание, с помощью чего и как стратегия будет внедрена.
Четкое понимание дальнейших шагов
Сформирован план внедрения стратегии со сроками и ответственными.
Сплоченная команда
Команда, мыслящая в едином информационном поле и эмоционально настроенная на активную работу по достижению целей.
Создан фундамент для изменений
Благодаря работе всей команды, итоги сессии становятся крепким основанием для дальнейших изменений в компании.
Решены «больные» вопросы, блокирующие развитие компании
В результате аналитической работы определены те базовые вопросы, которые лежат в основе возникающих сложностей. Принятие нескольких основных решений исключило возникновение подобных проблем впоследствии.